Главная » Статьи » Статьи

Нарушения семейных взаимоотношений

Нарушения взаимоотношений между родителями и ребенком

 

Нарушения семейных взаимоотношений

Директор Центра интенсивного обучения «Славио», г. Иркутск

кандидат медицинских наук Храмцова И.Э.

 

Нарушения взаимоотношений между родителями и ребенком являются актуальной проблемой в современных семьях.

Не секрет, что основы, заложенные семьей, формируют у ребенка мировоззрение, отношение к самому себе и сверстникам, создают фундамент будущих взаимоотношений с партнером.

Часто родители задают вопросы - «Почему мой ребенок не уверен в себе?», «Почему у него мало друзей?», «Почему ребенок перестал меня слушать?». Причиной является дисбаланс внутрисемейных отношений, что, безусловно, приводит к искажению процессов воспитания и формированию у ребенка заниженной самооценки, неуважительного отношения к родителям, отклонению в поведении и ряду других проблем.

Взаимоотношения родителей и ребенка можно проанализировать по следующим направлениям – 1) уровню опеки (протекции) в процессе воспитания; 2) степени удовлетворения потребностей ребенка; 3) количеству и качеству требований к ребенку в семье.

Сегодня мы поговорим о влиянии на воспитание ребенка уровня опеки со стороны родителей.

 

 

Уровень опеки (протекции) в процессе воспитания

Речь идет о том, сколько сил, внимания и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Уровень опеки бывает заниженным и завышенным. Как недостаточное, так и избыточное внимание в равной мере нежелательны.

Поговорим о гиперопеке. Гиперопека или гиперпротекция – чрезмерная забота о детях (от греч. hyper – сверх + лат. protekto – охранять, защищать, покровительствовать). В таких семьях родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и сам процесс воспитания становится центральным делом их жизни.

Казалось бы, что плохого в том, что родители много времени уделяют своему чаду? Однако, гиперпротекция является отклонением от нормы. Такая «крайность» способна негативно повлиять на формирование личности ребенка, потому что чаще всего она возникает в тех случаях, когда супружеские отношения в силу каких-либо причин оказываются нарушенными. Например, смерть супруга, развод, несогласованность действий, конфронтация между родителями. При этом мать, или реже отец, хотят, чтобы ребенок стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Формируется искреннее стремление, чтобы он удовлетворил хотя бы часть их потребностей, которые они должны были получить в психологическом плане от супруга – потребность во взаимной привязанности, частично эротические потребности.

Нередко случается так, что мать, целиком отдаваясь воспитанию ребенка, лишает себя возможности повторно выйти замуж. В таких ситуациях у ребенка стимулируются элементы эротического отношения к родителю – детская влюбленность, ревность. Когда ребенок переходит в подростковый возраст, у родителя появляется желание удержать его, стремление оградить от общения с противоположным полом. Эти тенденции выражаются, например, в виде многочисленных «придирок» к подруге сына, демонстрации ее негативных качеств, противопоставлении ее отношения к сыну своему. Это поведение зачастую не осознается родителем. Характерной чертой является противопоставление идеализированных отношений с ребенком неудовлетворительным отношениям с партнером по браку.

Другой тип поведения – стремление игнорировать повзросление своего ребенка, стимулировать у него сохранение таких детских качеств, как непосредственность, игривость, наивность. Родителям хочется, чтобы их ребенок оставался маленьким. Нежелание или страх перед повзрослением своих детей могут иметь корни из детства самого родителя. Например, в родительской семье были младшие дети, на которых переместилась любовь, а старший возраст воспринимался как несчастье. В случае, когда подросток рассматривается как «еще маленький», родители снижают к нему уровень требований и ответственности.

Таким образом, формируется инфантильная личность, не умеющая брать на себя ответственность за происходящие с ним события и принимать самостоятельные решения, отстаивать собственное мнение. В дальнейшем, в подростковом периоде такие дети могут попадать под влияние социально неблагополучного окружения.

Осознание причин дисгармоничных взаимоотношений подобного поведения уже можно расценивать как первый и очень важный шаг на пути к профилактике девиантных форм поведения ребенка!

 

Категория: Статьи | Добавил: Admin (06.03.2016)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar