Главная » Статьи » Статьи |
Организация работы по профилактике социального сиротства
Семенова Светлана Николаевна Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Согласно действующему законодательству лишение родительских прав является крайней мерой семейно-правовой ответственности, которая применяется в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим путем невозможно. Таким образом, лишению родительских прав должна предшествовать значительная работа всех структур, работающих с семьей. Давая оценку ситуации по организации работы всех субъектов системы профилактики, следует отметить значительный объем общепрофилактических мероприятий, проводимых в целях укрепления института семьи, поддержки социально – незащищенных категорий, реализации мер по популяризации семейного воспитания, внедрения инновационных технологий по работе с семьей, развития партнерства в с некоммерческим сектором по профилактике социального сиротства. Между тем, вопросы организации индивидуальной профилактической работы с семьей далеки от совершенства и требуют выстраивания эффективных моделей работы. В качестве основных проблем хочется обозначить следующие: 1. В 2014 году органами полиции, в ходе проведения работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, в учреждения системы профилактики помещено: 1206 детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 956 - в органы здравоохранения. Практика организации работыс ребенком, помещенным по акту органов полиции в больницу или приют, 124 на территориях складывается абсолютно разная. Кого уведомить о помещении ребенка (какие субъекты?)? Кто будет работать с семьей, пока ребенок находится в больнице или приюте? Кто защищает его интересы в указанный период? Как возвращать? Кто дает разрешение? Почему потом рождаются новые документы, связанные с основаниями помещения (заявления родителей, ребенка)? Ставить ли ребенка на первичный учет, если родители есть, но они злоупотребляют родительскими правами и не появляются длительный период к ребенку, помещенному, например, в больницу? А если детей несколько, и один помещен в приют (возможно и не по месту жительства родителей), а другой здесь - в больнице? Какова роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в указанном вопросе? Должны ли получать в этот период родители социальные выплаты и пособия? Каким образом органам опеки и попечительства учитывать данную категорию и надо ли? А если не им, то кому? Пока на указанные вопросы не будет дано четких ответов и они не будут уре- гулированы на областном уровне, ожидать системность и порядок в проведении ин- дивидуальной профилактической работы с семьей не приходится. В соответствии со п.1. ст. 121 СК РФ «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспо- собными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На наш взгляд, руководствуясь указанной нормой, следует разработать и при- нять областной Порядок работы по защите прав детей, родители которых уклоня- ются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в случаях при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих уг- розу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию. В нем могли бы найти отражение ответы на вышеперечисленные вопросы. 2. Требуется прекратить практику «искусственного снижения» семей, находя- щихся в социально – опасном положении через перевод их в семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (по-новому –семьи, нуждающиеся в социальном обслуживании). Упорядочить указанную работу в учреждениях социального обслуживания через жест- кие требования к установлению критериев отнесения семей к той или иной категории. 3. Поручить областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать алгоритм (порядок, регламент, методические рекомендации) взаимо- действия всех субъектов системы профилактики по работе с «особыми» категориями: родителями, употребляющими наркотические вещества (с принятием мер по ограничению в родительских правах до решения вопроса по их лечению и реабилитации); родителями, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свобо- ды и получившим отсрочку исполнения наказания; с родителями, привлеченными к уголовной ответственности за преступления в отношении детей (в том числе по ст.115, 116, 117, 119, 156 УК РФ). 4. Всем субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечить неукоснительное соблюдение Порядка взаимодейст- вия по работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении на территории муниципальных образований. Разработать планы индивидуальной профи- лактической работы с семьями, вне зависимости от их даты постановки на учет в Банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении (до 2013 года и после). При необходимости, с учетом правоприминительной практики, напра- вить в областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав необходи- 125 мые предложения по внесению изменений и уточнений в указанный документ. 5. Министерству социального развития, опеки и попечительства в 2015 году принять меры по изменению нормативно-правовых документов, регулирующих дея- тельность Банка данных, как информационного продукта (обеспечить взаимоувязыва- ние деятельности по ведению Банка данных в отделениях помощи семье и детям и об- ластных государственных казенных учреждениях «Управления социальной защиты»); 6. Подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пре- кратить практику постановки на профилактический учет и снятия с учета семей, находящихся в социально-опасном положении без учета Порядка взаимодействия, только в рамках ведомственного регулирования. 7. С учетом помещения в специализированные учреждения для несовершеннолет- них, нуждающихся в социальной реабилитации категории детей, проживающих в семьях, где родители могут обеспечивать выполнение родительских обязанностей (но не справля- ются, не «хотят», не сформированы родительские компетенции, нарушены детско–роди- тельские отношения, конфликтная ситуация с членами семьи, уклоняются от выполнения обязательств), министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области разработать рекомендации по организации профилактической работы с указанной категорией семей (в том числе по взысканию алиментных платежей в период нахождения детей на полном государственном обеспечении и приостановлению социальных выплат). Сегодня, с учетом результатов расследования резонансных случаев с деть- ми, на территории региона отмечается разобщенность в работе субъектов, отсутствуют скоординированные действия по внедрению эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми, присутствует формализм при организации и составлении планов работы. «Крайними», в результате работы, остаются органы опеки и попечительства, не принявшие окончательные меры по защите интересов ребенка. Например, в декабре 2004 года на территории города Усолье - Сибирского зарегистрировано преступление (нанесение тяжких телесных повреждений), совершенное в отношении несовершеннолетней К., 1998 года рождения, учащейся 9 класса. На почве возникшей ссоры мать нанесла ножевое ранение несовершеннолетней дочери. Из материалов, представленных комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, семья К. многодетная, имеет на иждивении 4 несовершеннолетних детей, в отношении которых Н. является одинокой матерью. Ранее семья состояла на учете в КДН И ЗП Боханского района, характеризовалась отрицательно, поскольку мать злоупотребляет спиртными напитками, не работает, неоднократно привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Семья регулярно посещается специалистом отделения помощи семье и детям, сотрудниками инспекции, находится в банке данных семей, находится в социально-опасном положении. Кроме периодического рассмотрения на заседаниях КДН и ЗП, семья лишь наблюдалась в ходе посещений. В рамках исполнения требований Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», вступающим в дей- ствие с 1 сентября 2015 года в целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организа- ции, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей - сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания. Вместе с тем, при проверках, проводимых Уполномоченным, деятельности орга- низаций для детей - сирот, продолжают иметь место случаи, когда ребенок помещается в социально-реабилитационный центр в связи с трудной жизненной ситуацией настолько отдаленный от места жительства его родителей, что говорить о восстановлении детско- родительских отношений не приходится. | |
Просмотров: 360 | |
Всего комментариев: 0 | |